Фонд Александра Васильева
Фонд Александра Васильева

Фонд Александра Васильева

Известный коллекционер и историк моды Александр Васильев рассказывает, что в нем с детства проснулась страсть к коллекционированию
Фонд Александра Васильева

Как-то раз, гуляя по Москве, восьмилетний Александр во дворе старого дома нашел выброшенную икону Николая Чудотворца письма 18 века, на которой сушилась половая тряпка. Мальчик забрал икону. Он и думать тогда не мог, что пройдут годы и его частная коллекция старинных вещей и костюмов 18–21 веков будет признана одной из наиболее значительных в мире и достигнет такого объема, что понадобится создание специального фонда, чтобы обеспечить ее поддержание, сохранение, восстановление, исследование и экспонирование.

«Коллекционерами не становятся, ими рождаются»

Так считает сам Александр Васильев. Интерес к истории, моде, театру, музеям и искусству он унаследовал от родителей – его отец известный театральный художник, а мать – актриса. Впервые попав на выставку в возрасте пяти лет, впредь маленький Саша ждал похода в музей как праздника. Особые эмоции вызывала мастерская отца в Москве, на Фрунзенской набережной, и гримерная мамы в Центральном детском театре, где она тогда работала. Историк моды вспоминает, с каким вниманием и интересом он разглядывал театральные костюмы.

Мать Александра Васильева, актриса Татьяна Васильева-Гулевич, в 1963 году.

Фото: личный архив Александра Васильева

Вскоре к первой находке – старинной иконе – присоединились другие ценные и интересные предметы, которые потомки владельцев выбрасывали, чтобы освободить место для новой (советского стиля) мебели, одежды, аксессуаров… В шестидесятые годы лицо старой Москвы стремительно менялось. «Особняки и даже доходные дома выселялись, и жители коммунальных квартир, переезжая в малогабаритные «хрущобы», не несли «остатки былой роскоши» антикварам, а просто выбрасывали все на свалку», – вспоминает историк моды. Почему? Да потому, что в Москве в то время было только три антикварных магазина и ни в один из них не принимали текстильные изделия, одежду и аксессуары.

Родители Александра поддерживали его увлечение, и отец подарил ему на шестнадцатилетие крупную сумму денег на пополнение коллекции. Александр Васильев вспоминает: «Первое платье для своей будущей коллекции я купил за 10 рублей, оно было сшито из сиреневого фая – в 1886 году этот наряд составлял часть приданого одной калужской купчихи». К этому платью вскоре добавились старые театральные костюмы; вещи, подаренные друзьями, знакомыми и родственниками родителей… Этой коллекцией русской моды даже заинтересовалась советская пресса.

Александр Васильев в молодости.

Фото: личный архив Александра Васильева

Париж, Париж…

Вскоре жизнь кардинально изменилась: «В 1982 году я эмигрировал во Францию, где коллекцию пришлось создавать практически заново. К счастью, предо мной открылись замечательные блошиные рынки Парижа и его антикварные аукционы. Не скрою, большинство старинных портретов, вееров, зонтов и сумочек пришло в мою коллекцию с прилавков парижского блошиного рынка Ванв, который и по сей день остается моим любимым местом покупок».

Роскошный веер.

Фото: из коллекции Александра Васильева

С 1984 года Александр Васильев начал преподавать историю костюма в крупнейшей парижской школе мод ЭСМОД, где многие студенты были отпрысками родовитых фамилий. Они не только помогли пополнить коллекцию, но и устроили первую выставку во Франции.

Кстати, нынешний вице-президент Фонда Александра Васильева Кристоф Дюбуа-Рубио в свое время тоже был студентом историка моды. Он до сих пор помнит, какое сильное впечатление произвел на него этот курс: «Для нас, западных европейцев, Васильев был воплощением какого-то фантастического бурлеска. Историю моды он пропускал через призму собственного опыта, своей жизни. Александр много путешествовал, и нас захватили его рассказы на французском с легким иностранным акцентом. Он быстро нашел, как заинтересовать студентов – факты в его изложении обрастали слухами, истории изобиловали интригами и загадками – и нас уже было не оторвать от такого интересного предмета».

Красота в изгнании

Оказавшись по другую сторону «железного занавеса», Александр Васильев много работал и путешествовал и, конечно, никогда не забывал посещать антикварные магазины, блошиные рынки, аукционы… Гонорары, полученные за оформление оперных и балетных постановок, он тратил на покупку все новых и новых предметов для своей коллекции.

Особенно его интересовала мода первой волны эмиграции: «Написав в 1985 году о своем желании собирать платья работы русских домов моды, созданных эмигрантами в Париже, я начал получать письма и телефонные звонки. Итогом было новое пополнение коллекции». Одним из самых больших приобретений был уникальный гардероб миллионерши Татьяны Никитичны Самсоновой-Налбандовой (1885–1971), приехавшей в Париж из Москвы в 1913 году, скончавшейся во Франции и сохранившей нетронутым весь свой драгоценный багаж. Теперь эти шедевры русского вкуса бережно хранятся в коллекции Александра Васильева – они неоднократно выставлялись во многих странах мира.

Бальное платье из гардероба Татьяны Никитичны Самсоновой-Налбандовой, 1913.

Фото: личный архив Александра Васильева

Александр Васильев и русское издание его книги «Красота в изгнании».

Фото: личный архив Александра Васильева

Знакомство с представительницами первой волны эмиграции, беженками из Советской России, – танцовщицами, актрисами, дизайнерами и вышивальщицами – послужило материалом для книги Александра Васильева «Красота в изгнании», которая стала настоящим бестселлером, была несколько раз переиздана и способствовала его возвращению на родину после 25 лет, проведенных на Западе.

Семейное гнездо в Вильнюсе

Фонд Александра Васильева находится в Вильнюсе, и это не случайность. Несмотря на пеструю географию принадлежащих ему владений, именно с домом в Вильнюсе связана история его рода. Польско-белорусский род его матери с 1560-х занесен в регистры Великого Литовского княжества, а дом в Вильнюсе в 1912 году построили дед Александра Васильева – Илья Герасимович Гулевич и старший брат деда.

Дом Александра Васильева в Вильнюсе.

Фото: из коллекции Александра Васильева

История этого здания также ярко характеризует крутые повороты 20 века. Впервые Александр гостил у бабушки в Вильнюсе, будучи только одного года от роду. В шестидесятые годы этот дом еще хранил традиции, свойственные прежним временам: например, семья каждый вечер собиралась за ужином вокруг стола, сервированного по всем правилам этикета. А после смерти бабушки дом стал… автомастерской с коммунальными квартирами. После того, как Литва обрела независимость, были восстановлены и права на имущество семьи Гулевичей, но дом к этому времени был в плачевном состоянии. Однако это не испугало Александра – он принялся за восстановление и теперь здание не узнать. В нем тщательно воссоздана атмосфера семейного гнезда дореволюционной эпохи.

Интерьер дома.

Фото: из коллекции Александра Васильева

Работа в закулисье

Бóльшая часть объемной коллекции Александра Васильева, состоящая из пятидесяти пяти с лишним тысяч предметов, хранится в Литве. Зрителю, который привык смотреть на костюмы, красиво выставленные в музеях, трудно даже представить, сколько труда и времени требуется, чтобы все это богатство сохранять, реставрировать, перевозить… Для этого в конце 2013 года был создан Фонд Александра Васильева, сотрудники которого день за днем заботятся о «хорошем самочувствии» коллекции.

«Главная проблема, с которой мне пришлось столкнуться, – это хранение вещей. Хранить старинные платья в условиях небольшой мансарды невозможно. Текстиль боится прямого света, моли и влаги и создать музейные условия хранения в квартире практически невозможно», – рассказывает Александр Васильев. Костюмов следует касаться только в белых перчатках, потому что старинная одежда очень хрупка и требует предельно бережного обращения.

Работы хватает – регулярно часть предметов тщательно упаковывается, чтобы отправиться на очередную выставку, после которой их опять нужно распаковать, проверить и положить на хранение. Если необходимо – везти в реставрационные мастерские, которые специализируются на восстановлении уникальных изделий. К тому же коллекция не является чем-то окончательным и законченным – она непрерывно пополняется все новыми находками, трофеями, дарами… Есть вещи, за которыми Александр Васильев охотился месяцами, но есть и такие, которые удалось купить на интернет-аукционах за несколько минут. За некоторые заплачены большие суммы, но есть и подаренные знаменитостями или наследниками.

Зеркало эпохи

В коллекции Васильева представлены изысканные костюмы древних аристократических родов и изделия первых домов высокой моды, костюмы знаменитостей и костюмы времен политических потрясений и войн, разнообразный набор предметов моды 20 века и сценические костюмы легендарного Ballets Russe. Коллекция содержит множество аксессуаров, журналов мод и фотографий, портретов и миниатюр, на которых запечатлен костюм, прически и детали быта различных эпох.

Историк моды и коллекционер Александр Васильев.

Фото: из коллекции Александра Васильева

Кроме работы по сохранению коллекции и организации выставок Фонд Александра Васильева популяризирует историю моды в странах Восточной и Центральной Европы. Ибо мода – это не просто красивый каприз, а, по остроумному замечанию Людовика XIV, «зеркало эпохи». И действительно: присмотритесь внимательно, и вы увидите в моде отражение вкусов, эстетических представлений, бытовых привычек, заблуждений и страстей – словом, всего того, что составляет тонкую ткань культуры ушедших эпох. Сохранением этой красоты минувшего, которая так много может рассказать нам сегодняшним, и занимается фонд Александра Васильева.